Главная » ИНТЕРВЬЮ » Константин СПАССКИЙ: Гражданственность в профессии актёра первична

Константин СПАССКИЙ: Гражданственность в профессии актёра первична

Спасский Константин Николаевич — актёр театра и кино, поэт, журналист. Председатель правления Московского отделения Российского творческого Союза работников культуры (МО РТСРК). Действительный член АИТИП. Главный редактор литературно – патриотического альманаха «Родина». Сопредседатель Международных многожанровых конкурсов «День Победы», «Россия – Родина моя».

— Константин Николаевич, вы окончили Новосибирское театральное училище в далёком 1986 году. Помните ли вы своих педагогов, которые превратили вашу мечту стать артистом в реальность?

— Конечно, помню! Актёрская профессия – это мечта, воплощённая нашими учителями в реальность. Это взлёты и надежды. Это цветы и слёзы. Успехи и разочарования, подаренные нам. Помню, вместе с руководителем курса  Заслуженный артист РСФСР Виктором Сергеевичем Орловым было принято замечательное решение поставить весёлый музыкальный спектакль «Дон Хиль Зелёные штаны» по пьесе Тирсо де Молино. Начались читки, танцевальные репетиции, ставились фехтовальные бои. По Дон Хилю не прекращались разговоры и вдруг, а такое всегда случается вдруг, Виктор Сергеевич умирает. Наш курс едва оправился от этого события. Но надо было продолжать учиться, работать. Продолжил репетиции педагог курса Александр Зубов.

 — Какие работы после Дон Хиля стали готовиться к диплому?

 — Дело в том, что 1984 год – время посвящений XXVII съезду КПСС. Только что появилась пьеса Александра Гельмана «Зинуля». По Союзу прокатилась волна её постановок. Тем более нам, студентам и педагогу интеллигенту – интеллектуалу потрясающему Александру Зубову, особо в тот момент размышлять не пришлось. Взяли да поставили «Зинулю». Хотя «взяли да поставили» не совсем точно. Потому что надо сказать про кропотливую работу Зубова, его колоссальное терпение, любовь к нам и понимание, преданность театру. Сколько он потратил сил и времени! Но спектакль удался настолько, что в областном театре драмы выпустили специальную афишу и мы дали десять спектаклей, а потом ещё откликались на приглашения из школ и рабочих коллективов. И тогда я (водитель Петренко), и моя однокурсница Галина Дубровина (Зинуля), исполнительница заглавной роли, пропуская занятия, отправлялись на свои первые крошечные гастроли. Но для меня это был ещё и дополнительный выход на сцену новосибирского ТЮЗ-а, где главный режиссёр Заслуженный деятель культуры РСФСР Лев Белов то же поставил «Зинулю». И в паре с замечательным артистом Борисенко я играл главную роль. Моими партнёрами на сцене были не менее замечательные артисты, ставшие друзьями Наташа Орлова, Людмила Трошина, Ира Кулеш, Лёша Маклаков, Лёша Самолётов, Лида Сумникова.

— Достаточно ли было для Вас одного спектакля для дипломной работы?

— Такого, конечно достаточно. Но параллельно, к 40-летию победы в Великой Отечественной войне, мы репетировали «Камешки на ладони» Афанасия Салынского, с опытным педагогом, устремлённым и волевым человеком Львом Беловым. С ним у меня состоялось знакомство ещё в середине семидесятых. Тогда в 70-е он курировал театральную студию «Спутник» при ТЮЗе, где я школьник  имел счастливую возможность, вместе с артистами выходить на сцену.

До сих пор помню его манеру общения с актёрами, когда он брал собеседника за руку и, глядя в глаза, убеждал, вплёскивая свою бешеную энергию в человека. По театру он ходил быстро, иногда почти бежал. Поэтому успевал везде: и ставить спектакли в театре, и проводить занятия со студентами, и встречаться со зрителями, и давать интервью…

Главную роль в «Камешках…» исполнял Александр Туралин, с которым мы начинали своё студенчество ещё в 80-м году. Потом вместе служили в армии. В одно время вернулись к новым педагогам. Теперь, по прошествии времени, могу с уверенностью сказать, что служба в армии не просто помогла справиться с военной темой, а заставила нас в театральных условиях быть достоверными. А играли мы военных разведчиков… Уже на третьем курсе я начал участвовать в тюзовских спектаклях и, после получения диплома, меня зачислили в штат.

— Кого из педагогов вы бы ещё отметили?

— Отметил бы всех. Заслуженная артистка РСФСР Любовь Борисова и Валерий Шалавин на первых курсах были моими наставниками, кумирами, родителями и всем на свете. Татьяна Байтуганова, тонкая ценительница прекрасного, преподавала сценическую речь и потом стала директором училища. Какая она умница! С ней мы сделали много работ на абсолютную пятёрку. С огромной любовью вспоминаю, как режиссёр и педагог Владимир Максимович Гранат наполнил меня уверенностью и невероятно помог в работе над ролью Глумова. В Новосибирском театре музыкальной комедии мы ставили «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. Владимир Гранат всегда был рядом со мной, и по – дружески поддерживал.  А после окончания учёбы к нему в музыкальный театр с драматическими дипломами пошли работать Света Дубровина, Ира Борзенкова, Таня Спасская, Стас Школьный. Хороший пример, показывающий творческую силу личности, заставляющей идти за ней.

— Всегда ли Вам хочется реализовать накопившиеся внутри, поделиться со всем миром прекрасным, и обменяться волшебной энергией с любимым зрителем?

— Конечно! Очень хочется! Для этого я живу и работаю. В этом суть актёрской профессии. Нести прекрасное, отдавать, накапливать и вновь отдавать, как бы пафосно это не звучало.

— Важна ли гражданственность в профессии актёра?

— Гражданственность для публичных профессий первична. А для актёрской тем более! Актёр не имеет права замыкается в кругу узкопрофессиональных интересов. «Нельзя жить в обществе…» помните. Станиславский утверждал, что, жизненная идейная целеустремлённость актёра, определяет собой общественную и художественную значимость его сценических созданий. И нельзя, говорил он, за кулисами жить маленькой жизнью мещанина, а выйдя на сцену, сразу сравняться и встать на одну плоскость с Шекспиром. Кроме того, сегодняшняя ситуация требует глубокого понимания развития истории государства российского. И гражданственность и патриотизм становятся первичными.

— Сможет ли сегодня наше искусство в условиях безнравственности, которую запад навязывает нашему обществу, сыграть роль нравственного катализатора.

— Искусство может и должно оказывать огромное воздействие и на духовное развитие людей. Искусство способно утверждать самые возвышенные идеалы, раскрывать смысл бытия, увлекать силой положительного примера, воспевать красоту и величие подвига, высмеивать человеческие пороки, критиковать общественные недостатки, помогая их исправлению.

 

Интервью вёл Владимир Коршунков

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика