Главная » АКЦЕНТ » Фёдор Кузьмич или Император Александр Благословенный?

Фёдор Кузьмич или Император Александр Благословенный?

Загадки истории.

Материал партнера портала RF.LIFE газеты «Вечный Зов».

В последнее время не стихают споры вокруг имени русского императора Александра I. Есть мнение, что его скоропостижная смерть в Таганроге в 1825-м году была лишь инсценировкой, а на самом деле император вовсе и не умирал, а ушёл в монахи. И это не фантазии. Кто всерьёз занимался исследованием этого вопроса, приходил к удивительным выводам. Мы публикуем статью на эту тему известного публициста, кинорежиссёра, члена Национального союза кинематографистов Украины Неониллы Пасечник. 

Накануне праздника Рождества Богородицы 1816-го года, в 4 часа пополудни, большой лаврский колокол известил киевлян о приближении царского поезда. Император Александр І остановился против Наводницкой пристани, где сейчас мост Патона, на той стороне Днепра. Колокольня и весь монастырь были ярко освещены плошками. Выйдя из экипажа, Александр Благословенный выслушал приветственную речь митрополита и, приложившись ко кресту, проследовал со свитою пешком, в предшествии митрополита и всего духовенства с горящими белыми свечами в руках, в Великую лаврскую церковь. Наутро, в Рождество Богородицы, император молился за поздней обедней в Софийском соборе, подпевая низко басом возле клироса. После Литургии Александр входил в сопровождении митрополита в алтарь, видел гробницу Ярослава Мудрого. А в третьем часе пополудни дано знать в Лавру духовнику иеромонаху Вассиану, что князь Волконский будет у него вечером.

Документ, написанный рукой императора Александра I
Документ, написанный рукой императора Александра I

 

Почерк Фёдора Кузьмича почти идентичен почерку императора
Почерк Фёдора Кузьмича почти идентичен почерку императора

Слепой схимник не узнал венценосного посетителя: «Благодарение Господу Богу, что государь император удостоил и Киев, и Лавру своим посещением. Вчера государь был в Лавре и всех обрадовал своим благочестием и своею кротостью». — «Да он здесь. Он у вас. Я — Александр. Благословите меня. Ещё в Петербурге наслышался я о вас и пришёл поговорить с вами. Благословите меня. Я человек, как и прочие, и христианин. Исповедуйте меня, и так, как всех вообще духовных сынов ваших».

После долгих разговоров, остающихся для нас тайной, император сказал: «При первом вступлении моём в Лаврскую церковь, такое благоговение наполнило мою душу, что могу с апостолом Павлом сказать: “Бых аще в теле, или аще кроме тела, не вем, Бог весть”». Затем, по благословению Вассиана, государь велел позвать наместника. Когда же явился наместник и, узнавши государя, хотел отдать ему достодолжное почтение, то и его государь не допустил: «Благословите, как священник, и обходитесь со мною, как с простым паломником, пришедшим в сию обитель искать путей ко спасению; ибо все дела мои и вся слава принадлежит не нам, а имени Божию, научившему меня познавать истинное величие».

***

В 12 часов ночи государь вышел от Вассиана и из Лавры, запретив наместнику сопровождать его до ворот и сказав, что завтра рано он будет в пещерах. Лаврский напев так понравился императору, что он велел сохранить его и впредь, употребляя только в одной Киево-Печерской Лавре. Государь своими руками возложил на лаврского наместника Антония Смирницкого наперсный крест, украшенный бриллиантами. Другой такой же крест он поручил передать иеросхимонаху Вассиану, «яко духовному своему отцу».

В день отъезда государь молился за Литургией в пещерной церкви близ гроба преподобного Антония. После обедни митрополит представил государю схимника Вассиана во всем схимническом одеянии…

***

А спустя почти полвека, 20 января 1864-го года, в Томске скончался странствующий старец Фёдор Кузьмич. Томский купец Семён Хромов, в доме которого последние годы проживал Фёдор, свидетельствовал, что за несколько дней до кончины он задал старцу вопрос: «Есть молва, что ты, батюшка, не кто иной, как Александр Благословенный… Правда ли это?..» Фёдор перекрестился и ответил: «Чудны дела Твои, Господи… Нет тайны, которая бы не открылась».

***

В 1984-м году Русская Православная Церковь канонизировала старца Фёдора Кузьмича как праведного Феодора Томского. И по сей день не существует ни прямых доказательств, ни опровержений версии тождества Феодора Томского и Александра I.

Как известно, Александр всю жизнь мучился тем, что ему пришлось принимать косвенное участие в убийстве собственного отца — императора Павла. Возникло предположение, что он решил инсценировать свою смерть и начать подвижническую жизнь под чужим именем. Князь В.В. Барятинский был убеждён в том, что Государь покинул мир и стал странником, о чём издал своё исследование. В 1911-м году (или в 1912-м году, точная дата издания книги не известна) князь Виктор Владимирович Барятинский, издаёт книгу «Царственный мистик», убеждающую читателя в тайном подвиге Государя — уходе русского императора из мира в странничество и старчество под именем Феодора Кузьмича. В исследовании князя словно содержится намёк на то, что данное событие является первым мирным переходом самодержавной власти Романовых от брата к брату. Ведь сам император Александр Павлович мог предотвратить удушение отца, но не сделал этого.

***

Многие историки трактуют мятеж декабристов как антимонархический бунт. Существуют исторические исследования, доказывающие, что декабристы прикрывали безвластие, переходный период в России: при фактически живом царе Александре I власть относительно мирно перешла к брату Государя — Николаю I. Александр Благословенный знал от своего секретаря князя Волконского о недовольстве некоторых военных правительственными действиями, в частности охлаждением в отношениях с Западом. К тому времени, будучи глубоко православным человеком, прочитав список недовольных, в ответ на предложение князя Волконского об их аресте, Государь молвил: «Как я могу наказывать людей, если сам не безгрешен в вопросе власти».


***

Мнимые похороны якобы скоропостижно скончавшегося императора длились несколько месяцев: похоронная процессия из Таганрога в Петербург двигалась медленно.

Публикация исследования князя Рюриковича В.В.Барятинского была напоминанием правящему дому Романовых о первом христианском православном подвиге представителя династии. Существует предположение о том, что мнимо погребённый государь Александр Павлович, после того, как тело его двойника было с монаршими почестями захоронено в Александро-Невской Лавре, отправился в Соловецкий и Валаамский монастыри. А оттуда, по благословению старцев, начал путь странника в Почаевскую Лавру, где и подвизался тайно 7 лет, до 1833-го года — присвоения обители императором Николаем Павловичем статуса Лавры.

Годом позднее выхода в свет исследования о Государе и Феодоре Кузьмиче, в 1913-м году, родная сестра автора книги княжна Анна Владимировна Барятинская (в замужестве княгиня Щербатова) приобретает поместье Боловск (ныне Балви в Латвии).

Напомним, что владельцем имения в 1825-м году был брат Александра Семёновича Горожанского — Пётр, сын управляющего Боловским и иными поместьями на Балтике царского вельможи и царедворца Ивана Перфильевича Елагина. Александр Горожанский состоял членом Петербургской ячейки Южного общества декабристов (1824 г.), участвовал в деятельности Северного общества. Арестован 19 декабря 1825-го года, очутился в Соловецком монастыре. Сохранилось отклонённое прошение его матери о перемещении больного из монастыря в дом умалишённых. Скончался Александр Горожанский в Соловецком монастыре.

Скорее всего «соловецкий декабрист» Александр Горожанский сопровождал в тайном странническом пути Александра Благословенного и вместе с государем какое-то время тайно проживал в поместье брата в Боловске: именно тогда по доверенности арестованного Александра Горожанского имение Корытово неподалёку от Пскова перешло к брату Петру, владельцу Боловского поместья.

Уже в 1834-м году, вслед за присвоением Почаевской обители статуса Лавры и в память о тайном пребывании Александра Благословенного в Боловске, домовая церковь Горожанских в честь Тихвинской иконы Божьей Матери переносится из соседнего поместья в Боловск. Эта дата считается началом создания православной Боловской общины, существующей доныне и уже отметившей свой 180-летний юбилей освящением воссозданного изящного деревянного храма Успения Пресвятой Богородицы.

***

Кем бы ни был праведный Феодор Томский, да пребудет с нами его святое благословение и молитвы. А в чём каялся император, что поведал тогда Печерскому схимнику венценосный паломник — строго хранит могильная плита возле храма Рождества Богородицы на Дальних пещерах — академического храма Киевской Духовной академии и семинарии во Святой Печерской обители…

Кстати говоря

Не так давно президент Русского графологического общества Светлана Семёнова сделала сенсационное заявление, что российский император и томский монах — это одна и та же личность. Она сослалась на то, что письма Александра I и Фёдора Кузьмича были написаны одним и тем же почерком: «Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это один и тот же человек. Малозаметные символы с возрастом не изменились. К примеру, буква «ж» имеет петлю, которая заменяет пропущенные рядом с ней буквы «о» и «е».

 

ИСТОЧНИК http://vzov.ru/

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика