Главная » ИНТЕРВЬЮ » Русский литературный центр и его архитектор мысли

Русский литературный центр и его архитектор мысли

20 ноября в мире есть много праздников: родители отмечают Всемирный день ребенка, компьютерщики появление операционной системы Microsoft Windows, а православные люди – явление иконы Божией Матери «Взыграние Младенца».

Но у книголюбов тоже есть причины для торжества. 20 ноября 2015 года был открыт Русский литературный центр. Накануне Дня рождения удалось встретиться с отцом-основателем организации – Никитой Сергеевичем Митрохиным.

Наша встреча произошла в самом сердце столицы в Центральном доме архитекторов на Гранатном переулке, в доме 9. Эта площадка выбрана не случайно. С 2017 года тут появился литературный салон «Архитекторы мысли». Его организовала как раз команда Национального агентства по печати и СМИ «Русский литературный центр», – таково полное название редакции и авторского агентства, – сначала литераторы встречались 1 раз в квартал, последние годы 1 раз в пару месяцев, а теперь еще чаще – 1 раз в месяц. На встречах присутствуют представители СМИ, работники дружественных Центру редакций, народные артисты России, члены союзов художников, музыканты, филологи, ученые и писатели. Главными героями этих встреч всегда становятся новые литературные издания. Люди искусства делятся забавными историями, читают стихи, дают автографы и соглашаются на селфи с книголюбами из числа гостей. Эти встречи – отдельный мир со своей культурой, непринужденной дружеской атмосферой и ощущением праздника.

За редким исключением, все мероприятия проводит непосредственно сам глава Русского литературного центра Никита С.Митрохин. 27 мая 2022 года Указом Президента России № 316 он удостоен государственного звания – Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Это стало признанием его долгой и интересной работы, которая началась еще в 2000-е, когда никакого Центра не было и в помине. А сам Никита Сергеевич только начинал публиковать свои рассказы в литературных журналах, а также очерки и репортажи в общественно-политических газетах.

 

Как так выходит, что презентации литературных сборников Центра притягивают столько самых разных людей? Изучив активность вашей редакции в соцсетях, могу смело вам поставить тройку: активной и завлекательной рекламы вы не делаете. При этом, не то что в СМИ, на сайте Минкульта анонсы ваших встреч появляются и потом о них еще новостные агента пишут…

Н.М.: У нас получилось создать очень интересную площадку. Не только для писателей. Это настоящее творческое пространство для всех, кто интересуется литературой. Для тех, кто хочет либо делиться своим творчеством, либо узнать о современном искусстве. Целью стояло создание площадки, где люди заряжались творческой энергией. Вдохновлялся примерами Театра на Таганке ушедшей эпохи, некоторыми перфомансами Богомолова, творческими встречами в Музее Маяковского на Лубянке и квартирниками в Доме Булгакова. За созданием этой камерной атмосферы стоит долгий путь ее понятия самому. Потом нужно было заразить этой идее всю команду. Во многом помог глава Российского творческого Союза работников культуры Константин Спасский. Поэтому, многие мероприятия мы ведем вместе. Это долгий путь. Все появилось не сразу.

Долгий путь… Можете рассказать об этом пути? Готовясь к интервью, так и не смогла сформировать целостную картину о том, как появился Русский литцентр в 2015 году.

Н.М.: Как и все хорошее, он появился не сразу. Еще в августе 2015 года мы стали проводить встречи писателей с книголюбами. То были площадки книжных магазинов и библиотек. Как-то так получилось, что вернулся я к литературной работе еще в 2012 году. Мне предложили вести программу на радио о писателях. Редакция давала определенную свободу в выборе героев программы. Нужно было только согласовать имя гостя с замглавреда «Московской правды» Татьяной Кузьминой и аргументировать, почему я хочу видеть того или иного автора в студии. Она шла мне навстречу, в студии появлялись не только мастодонты, но и только-только начинающие свой путь авторы. Какие-то мне так нравились, что я показывал их тексты знакомым редакторам из книжных издательств. То был довольно широкий круг людей, я, ведь, регулярно писал рецензии для издания «Книга в Москве».

Издательства сами звонили или списывались, предлагали новинки. Вот и я им в какой-то момент стал предлагать новинки. Но еще не изданные крупным тиражом. До сих пор помню, как обрадовался первым успехам на книжном поприще. То было издание рассказов и лесе и его обитателях от журналиста Андрея Федорова. Сначала рассказы появились с иллюстрациями в «Пионерской правде», потом их переиздали отдельной книгой. Еще, одной из первых была детский писатель Наталья Осипова. В дальнейшем, она стала вести даже авторскую радиопрограмму на «Русском мире».

Следом, уже в 2013 году была очень интересная поездка с писателями по Украине и нас, российских авторов, там принимали очень хорошо. Еще не была активно развернута политика очернения русской культуры. Мы проехали от Сумской области до Киева. А уезжали как раз под Евромайдан. Только в Киеве почувствовали давление. Не скрою, было страшновато, но все обошлось. Уже в 2014 году была организована поезда писателей в Чувашскую Республику. Тоже очень хорошо приняли нас читатели и за это благодарен особенно экс-главе республики Михаилу Игнатьеву. Мне он запомнился как вдумчивый и очень хороший государственник. Ну, а в итоге, к 2015 году образовался целый круг литераторов. И я решил проводить московские чтения. В книжных магазинах вроде «Библио-Глобуса» никакого названия для группы авторов не требовалось. А, когда стали сотрудничать с библиотеками, музеями и вузами стало ясно: нужно официальное название и бланк организации.

Так 20 ноября 2015 года мы впервые и выступили как Русский литературный центр. На Тверском бульваре, в Литературном институте. Эту дату и решено считать Днем рождения Центра.

Появление литературной организации потребовало от Митрохина арендовать офис. С 2016 года редакция стала выпускать еще и книги по заказу различных издательств. Как признался руководитель Центра, первые заказы появились благодаря рекомендациям от авторов, с которыми тогда он уже сотрудничал. Дальше, при поддержке ряда организаций стали выходить и сборники от Центра. Потребовалась своя постоянная площадка для презентации этих изданий. Таковой оказался московский коворкинг Дома журналистов вблизи метро «Арбатская».

В 2016 году вы уволились из газеты «Московская правда». А со временем главной площадкой Центра стал не Дом журналистов, а Центральный дом архитекторов, что находится буквально через дорогу от прежней локации. Это был разрыв со своим журналистским прошлым?

Н.М.: Домжур мало связан как с моим журналистским прошлым, так и настоящим. В 2016 году я официально уволился из редакции газеты «Московская правда» по совокупности причин. Русский литературный центр сначала из хобби превратился в подработку, а к середине 2016 года стал полноценной работой. Тем временем, во многих СМИ менялся сам принцип подачи информации. Многие политические силы стали готовиться к выборам президента России в 2018 году. Нужно было больше политических текстов. Я же занимался городской, транспортной и литературной тематиками. Ну, еще готовил материалы, связанные с защитой животных. Политика же никогда не интересовала. Не видел и не вижу смысла о ней писать или говорить. Можешь что-то сделать на благо страны – сделай. А не можешь, так и говорить незачем.

Понимая, что «мои» темы какое-то время не будут актуальными, задал себе вопрос: «Где ты можешь быть реально полезен?». И пришел к выводу, что большую пользу обществу принесу занявшись книгами и работой с писателями. Тогда и ушел из редакции. Остались самые теплые воспоминания об этом периоде жизни и дружеские отношения с коллегами. Жаль, со многими приходится последние годы видеться лишь на похоронах. Но, я продолжаю иногда писать в СМИ, если предлагают взять в разработку материал по «моей» теме и есть свободное время.

Так что со сменой Домжура на Дом архитектора?

Н.М.: Когда основным делом стал Русский литцентр и работа на радио я познакомился с писателем Сергеем Васильевичем Александровым. Не помню, как он на меня вышел. Но помню, как он предложил очень интересный материал. Перевод с украинского на русский книги Виталия Масловского «С кем и против кого воевали украинские националисты в годы Второй мировой войны». До сих пор считаю это сильным нон-фикшином, который в то время поняли не все.

Так вот, книгу мы издали и начали готовиться к презентации. Но не обошлось без скандалов. После анонса новинки дирекции Домжура поступали разные угрозы от анонимов. Обещали чуть ли не взорвать здание. На самом мероприятии присутствовали даже сотрудники спецслужб. Вся эта история очень не понравилась директору Домжура Игорю Степанову. После презентации книги обличающей украинских националистов он инициировал досрочное расторжение нашего договора об аренде офиса.

В дальнейшем, когда его уволили и сменился директор Домжура нас приглашали обратно. Но побывав единожды в Доме архитекторов, я понял, что эта площадка нам подходит лучше: зал был больше, с парковкой нет сложностей. В общем, возвращаться мы не стали, а Сергей Васильевич недавно прислал мне продолжение той нашумевшей книги. Это уже не перевод, а чисто его исследовательский труд. Он долгие годы изучал, что стало с потомками украинских националистов, кто и где живет, кто раскаивается за своих предков, а кто ими гордится. Не всех ведь настигло правосудие. Даже внук Степана Бандеры нынче здравствует. Я думаю, часть первая часть книги увидит свет уже в 2024 году. Это будет очень актуально в виду грядущего десятилетия возвращения Крыма в Россию и образования ДНР и ЛНР.

Если судить по Сергею Александрову, который недавно возглавил Союз писателей Рунета, вы держите связь с авторами годами, дружите и помогаете в дальнейшем…

Н.М.: Сергей Васильевич талантливый человек. Он имеет пытливый ум и стойкость характера. Но, я бы не мог сказать, что мы с ним друзья. В гостях друг у друга ни разу не были, за здоровье не выпивали. Его становление Председателем Правления Международного общественного объединения Союза писателей Рунета произошло потому что так решили люди, а не я кого-то по дружбе попросил.

То есть, Союз писателей Рунета не ваша идея?

Н.М.: Название придумал я, но есть нюанс. В Русский литературный центр обратилась группа авторов в конце 2022-го года. Они заметили некоторую оказию: в отечественном интернет-пространстве есть интернет-писатели, но для них закрыты двери литературных союзов. Для вступления в оные требуются публикации на бумаге. А тысячи людей давно уже читают книги на телефонах, планшетах и компьютерах.

И самое важное, с этими писателями не ведется никакой серьезной работы. Нет системы поощрения, нет критериев отбора. Если, не брать в расчет работу Лиги безопасного интернета и Роскомнадзора, любой человек сейчас может прийти в сеть и начать писать что ему вздумается. Выдавать непроверенные факты за истину в последней инстанции, дискредитировать российскую армию или представляться ветераном СВО, выкладывая в интернет купленные на маркетплейсах медали. И будет этот человек выдумывать мемуары, выдавая их за правду. Заблокируют такого человека, так зарубежные СМИ напишут, что вот, дескать, в России рты правдорубам затыкают.

А между тем, это будет последний лжец. Но, представьте, что такого человека спросят: «Чем ты можешь подтвердить, что ты вообще на передовой был?», он ответит, что не хочет демонстрировать свои персональные данные в сети и будет прав. Тем не менее, когда он не сможет предъявить даже общественной организации свои документы и награды, не может даже вступить в нее – к такому человеку возрастет недоверие. Согласны?

 

То есть, люди предложили сделать Союз писателей Рунета только для общественной борьбы с фейками в период СВО?

Н.М.: Не только. Люди хотят знать кому верить, а кому нет в Рунете. Люди хотят, чтобы была возможность поддержи и поощрения интернет-писателей. Люди хотят развитие литературы в интернете. Общество уперлось в тоже самое, что в свое время привело к появлению Русского литературного центра. Когда группа авторов под моим руководством предлагала встречи с читателями в общественных пространствах и нам задавали вопрос: «А вы можете направить официальное предложение на бланке? Мы должны знать, кого вы представляете и что собираетесь читать…». Вот в таком же положении и оказалась критическая масса интернет-писателей. Они могут прийти в библиотеку или вуз и предложить провести встречу с книголюбами. Но это работает только на уровне личных знакомств. А, когда придет такой автор с письмом о просьбе оказания ему содействия от Союза писателей Рунета – это будет уже другой разговор. Дирекция библиотеки сможет пройти на сайт Союза, посмотреть, чем мы занимаемся. Убедиться, что в Союз принимают только достойных людей и помочь писателю организовать встречу с читателями.

В прошлом году вы давали интервью «Литературной России». Я его прочла. Там был намек на обновление Русского литературного центра. Союз писателей Рунета – это и есть то самое обновление?

Н.М.: Если бы дело касалось только поддержки интернет-писателей, я бы предложил авторам, которые попросили помощи в организации Союза писателей Рунета просто перейти под наше крыло. Они, в общем-то, так и хотели, но мы бы не потянули такой объем работы, к уже имеющемуся. Наше обновление куда как более глобальное. Речь не только об общественных организациях. Например, в этом году начали полноценную работу Наградное бюро Русского литературного центра и импринт «Современный писатель». Это все результат роста сотрудников, пример кадрового развития.

Кто-то решил продолжить свой путь, как литературный агент, кто-то как издатель или редактор. Например, Бюро – это институция, для выдвижения людей на награды, премии и грамоты. В СССР было как? Человека двигал коллектив на награду. Теперь ни коллективных собраний, ни ходатайств нет. А люди остались. И награды остались. Вот и потребовалась структура, которая будет работать с этими людьми. Издательство же «Современный писатель» – это альтернативное виденье развития Русского литцентра. Виденье некоторых сотрудников. Я считаю, что наша функция издавать периодику, опрашивать читателей и лучших из лучших представлять издательским домам по итогу. Конечно, если у авторов есть законченные крупные произведения. Тем временем в «Современном писателе» решили пойти по другому пути и издавать сольные книги по предзаказу читателя. Я считаю, такое сокращение дистанции имеет право на жизнь как идея, но сложно реализуемо. Посмотрим, как выйдет на деле. Запланирован также запуск ряда онлайн-проектов для читателей. Но это уже на следующий год и пока что я их анонсировать не могу.

Еще один вопрос об интернет-литературе. Есть критика, а есть критиканство. Особенно в интернете люди часто не хвалят или ругают то или иное произведение, а порой, критикую автора за саму идею коснуться той или иной темы. Как отличить критику от нападок на автора?

Н.М.: Знаете, с высоты опыта, но не ума, пришел к выводу, что в мире, где люди критикуют даже Бога, нет смысла пытаться получить всеобщее одобрение. Критика – это самый дешевый способ для качественного роста. К критике нужно прислушаться и исправлять ошибки. Причем, не только в литературе.

Думаете, у нашей команды не было ошибок? Были, конечно. Но благодаря конструктивным замечаниям их удавалось и удается решить. И так во всем. Критиканство же совсем другая штука. Это выпады в адрес автора, попытки нивелировать его труд.

Авторам рекомендую воспринимать нападки не как брошенную перчатку, а как мусор, который нужно либо перешагнуть и идти дальше, либо поднять и выбросить в урну. Кажется, Федор Достоевский еще сказал: «Если идешь по деревне и пытаешься крикнуть на каждую лающую из-за забора собаку, то никогда не доберешься до цели…». А читатели, полагаю, и сами видят разницу. Когда мусолят биографию автора или его внешность – это критиканство. Когда конкретный разбор произведения с его достоинствами и недостатками – это критика.

Во все время нашей беседы никак не могла разобрать, что за значок у Митрохина перекреплен к лацкану пиджака. Он был округлый и можно было его принять за логотип Русского литературного центра, но не хватало синего и белого цветов для триколора. В результате, не выдержав просто спросила.

Н.М.: Это значок почетного донора. К литературе он не имеет отношения.

Будучи подписанной на ваш Телеграм-канал «Это Митрохин | Литература, культура, новости» ни разу не замечала, чтобы вы призывали к сдаче крови.

Н.М.: Вы знаете, я еще и собачник, а также автомобилист и регулярно участвую в архивно-лигвистических проектах. В своем канале я и об этом не пишу. Канал создавался, чтобы рассказывать людям о книгах и событиях в мире культуры и литературы. Проект посвящен не мне и моим интересам. Там просто новости, которые конкретный Митрохин считает интересными или важными для авторов и покупателей книг Русского литературного центра.

И все же, никто из моих знакомых ни донором, ни тем более «Почетным донором» не является. Как вы пришли к идее сдавать кровь?

Н.М.: Случайно и очень давно. Более десяти лет назад, нам в газете пришла в голову идея: сделать к празднику 8 Марта материал о работе банков спермы в России. Смех смехом, а задача стояла непростая: написать целый материал на первую полосу газеты, о том как ты… эм… сдавал биоматериал в баночку. А перед таким ответственным делом, я сдал все анализы. И, мы решили, что раз не за горами и День донора, то и про это нужно написать. Оказалось, моя первая крови группа делает меня универсальным донором. Врачи приглашали еще сдать, но я отказывался, пока коллеге не потребовалось переливание.

Мы до сих пор с этим человеком общаемся. Жив и здоров, военкором на передовой работает. Ну, а в ту пору, я впервые понял, как могу спасти жизнь другому человеку. Ни силой, ни умом. Просто потратив пару часов своей жизни для поездки на станцию переливания крови. Тогда и стал сдавать кровь чаще. В идеале, «Почетный донор» можно получить только спустя 60 донаций крови. А сдавать ее можно не чаще пяти раз в месяц, а то и четырех. С перерывами в два месяца. Я делаю это реже. Но вот, в этом году получил значок «Почетный донор» и удостоверение на красной корочке.

Этот статус дает какие-то льготы, насколько я знаю.

Н.М.: Я тоже знаю, что какие-то дает. Но в основном в Москве. Вроде бы мне положен теперь бесплатный проезд в общественном транспорте, но я живу в Подмосковье, далеко от города. Проще ездить на машине. В общем, пока что не занимался оформлением льгот.

Вы знаете, ваша редакция выпускает разные книги. Военно-исторические, патриотические, в защиту бездомных животных, книги для детских домов… но я заметила, что время от времени у вас появляются просто издания для души. Это и «Добрые записки», и «Природа и животные»… во время нашего общения у меня сложилось впечатление, что сами вы тяготеете скорее к развлекательной литературе.

Н.М.: Почему?

Вы часто шутите и часто улыбаетесь. Хочу спросить, как удается объединять в книгах совершенно разных талантливых людей и выпускать такие издания, которые, можно назвать искреннее добрыми?

Н.М.: Странный вопрос.

Да нет, он не странный. Вам приходится время от времени защищать авторов, вступать в дебаты по каким-то спорам. Как вам удается оставаться неравнодушным к окружающему миру и находить таких же авторов?

Н.М.: И все равно вопрос странный! Но я попробую ответить. Нет дубины доброй и дубины злой – согласны? Есть просто дубина. Можно ее взять в руки и отогнать хулиганов, пристающих к женщине в сквере. А можно ее использовать, чтобы разбить витрину и ограбить магазин. Тоже самое и с талантом. Талантливый человек сам решает: применить свой талант во благо, либо во зло. Вот мы в Русском литературном центре объединяем людей, которые своим творчеством хотят нести добро. Тот же альманах «Родина» имеет патриотический подтекст, и мы передаем его на фронт. Но в нем нет желчи. Авторов, что просто пытаются в текстах оскорбить тех же украинцев или кого еще мы просто игнорируем. А допускаем к публикации те произведения, которые описывают красоту нашей страны и ее лучших людей. Такие произведения позволяют гордиться Россией, а не вызывают негативные эмоции.

А сборники вроде «22 июня» ко Дню памяти и скорби о начале Великой Отечественной войны или «Против шерсти» ко Дню защиты бездомных животных демонстрируют любовь. Любовь к своей истории, любовь к животным. Плюнуть читателю в лицо обвинениями или укорами – с этим и без нас справятся. Но внутренняя сила человека проявляется в его умении не нападать на чьи-то идеалы и правила, а отстаивать свои. И вот с такими писателями мы работаем. Это очень достойные и высоко моральные люди. Но они не какие-то странные или юродивые. Это достойные люди своего Отечества. Ходят по улицам, ездят в автобусах, покупают продукты в магазинах. Они сумели сохранить в себе ту силу и стойкость к невзгодам, которые порой заставляют ощетиниться против всего мира. Я верю, что писатели и поэты – это совесть человечества. Вот и работаем мы с людьми, которые живут по совести.

Вы так уверенно говорите о писателях, с которыми работает Русский литературный центр, будто заглянули каждому в душу.

Н.М.: Ну, Русский литературный центр дает своим авторам очень многое. Бывают, конечно, такие писатели, что просто хотят получить лишнюю благодарность, публикацию, упоминание в СМИ или медаль. Не от нас даже, а через нас от писательских союзов или городских администраций. Но, такие люди сами отсеиваются со временем. Так что, даже, если ошибается наш Художественный совет в моральных качествах того или иного человека, этот человек-ошибка с нами не надолго остается. Да и результаты опросов читателей часто влияют на выбор, чьи тексты брать в дальнейшие издания, а чьи не стоит.

А есть хотя бы приблизительные критерии, когда автор делает что-то хорошее, а когда что-то плохое? Именно как автор, как медиа-персона.

Н.М.: Первый и минимальный шаг к добрым поступкам и человеческой чести: хотя бы перестать гадить. Упавшего не пнуть, на провинившегося не плюнуть, сплетню дальше не передать. Вот это – поступок. Все же что дальше уже высший пилотаж. Люди пытаются перескочить на пилотаж, продолжая по мелкому гадить. Такого не бывает. И те, кто сумел это понять, тот сумеет и свой талант применять во благо. Думаю, если автор затрагивает проблему, но не пытается кого-то оскорбить или обидеть – он делает что-то хорошее.

Как наша беседа с Никитой Сергеевичем достигла отметки в оговоренные пару часов, и перевалила уже за четвертый час я не заметила. Немного смутившись, что задерживаю респондента, я пообещала задать ему пару вопросов и отпустить. На это Митрохин отмахнулся: «Не беспокойтесь, мы уже договорились до того момента, когда обоим придется ехать в час пик. Спокойно делайте свою работу, но предупредите читателей, которые доберутся до конца нашего интервью, что они могут написать мне в личный телеграм на @nisermi пароль «Я добрался до конца текста» и за это имеют право рассчитывать на одну из последних книг Русского литературного центра в подарок. Отправлю почтой лично». И все же, попросив ограничиться лишь двумя вопросами, Митрохин подтвердил готовность общаться дальше.

 

Говоря о совершенной литературе, хотела бы узнать, как вы оцениваете перспективы электронных книг?

Н.М.: О, я уверен, он будет существовать долго и счастливо… давая хлеб владельцам сайтов пиратской литературы. А вот авторы и издательства так и будут получать мизер. Безрадостные прогнозы, но тут для кого как. Уверен, авторы пиратских сайтов возрадуются. Остальных прошу на меня не пенять, памятуя о гоголевском зеркале.

Поясню. Рынок электронных книг существует уже более десятка лет. Да, есть платформы подписки и прочее, но достаточно взглянуть на их налоговые отчеты, чтобы понять – денег там не много. Лично мне и вовсе кажется, что основной заработок там идет на оказании различных услуг авторам. В целом же, я уверен, что каждый читатель должен просто опросить своих знакомых книголюбов: «Сколько ты покупаешь электронных книг в год?». Большинство ответит, что качают их бесплатно из интернета или покупают книги на бумаге. И дело тут не в том, что люди такие жадные.

Сама по себе система не жизнеспособна. Нет ни одного в России писателя, который бы сделал состояние только на электронных книгах. И в мире таких единицы. Как правило, это разного рода коучи, а не авторы «художки». Уверен, заключи автор контакт с рекламным агентством, которое бы дало ему заказ, написать, что главный герой варил макароны определенной марки, ел чизбургер в определенном бистро, а заправлял автомобиль на определенной заправке – он бы получил больше денег, чем от продаж электронок. А можно просто попросить поддержки у читателей. Мы проводили даже исследование. Авторы выставляли одни свои книги на разных площадках, а другие давали скачать бесплатно на своих официальных сайтах. Знаете, денег напрямую от читателей, то есть пожертвований во всех 14 случаях выходило больше, чем от продаж. В десятки раз. Я думаю, современному автору нужно научиться взаимодействовать с читателем. Группы в соцсетях, сайт официальный, публикации в литературной периодике и публикации крупных работ только на бумаге. А в электронном формате все давать читать бесплатно. На сайте Центра, кстати, все наши книги в свободном онлайн-доступе. Не поверите, но большинство покупок читатели совершают после прочтение электронной версии. Им нравится какая-то книга, и они хотят поставить ее себе на полку.

 

А какой бы вы совет дали читателям? Не книголюбам, а всем, кто прочтет это интервью на нашем сайте.

Н.М.: Ну, совет, наверное, не дам. А замечанием поделюсь. Раньше я думал, что это я поглощаю книгу за книгой. Прочел одну и беру другую по своему выбору и желанию. А потом понял, что это книги поглощают нас. Как рыбу на крючок наиболее успешные книги цепляют читателя с первой страницы и перемалывают все его представления о жизни, одной страницей щелкая по носу, другой – изрезая пальцы в кровь. А потом, сжалившись над нами, отпускают. Отпускают уже другими, со стокгольмским синдромом благодарности за то приключение, что удалось пережить. И определяя наш путь в поиске следующей книги для прочтения.

А потихонечку они меняют наши взгляды на окружающий мир и собственную жизнь в целом. И самое классное в этом, что пускай и нельзя никому, кто взял книгу начать свою реальную жизнь сначала, но ее можно продолжить по другому прочтя фолиант полностью. Начать, перевернув страницу. С чистого листа, так сказать. Так вот, ничего и никому не советуя, желаю всем, кто хотел бы жить по-другому, открыть для себя книги Русского литературного центра. Это всегда увлекательные рассказы, вдумчивые очерки и потрясающие стихотворения от лучших авторов современности.

 

© Беседовала Ольга Орлова

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика