Главная » АКЦЕНТ » Писатель Борис АЛЕКСЕЕВ: «Есть десять Христовых заповедей, а всё прочее от лукавого»

Писатель Борис АЛЕКСЕЕВ: «Есть десять Христовых заповедей, а всё прочее от лукавого»

Писатель – одна из профессий, которая, пожалуй, наиболее сильно влияет на развитие человеческого общества.

Сегодня о смысле жизни и смысле литературы мы размышляем с писателем Борисом Алексеевым. Творчество Бориса неразрывно связано не только с нашей привычной земной жизнью во всей ее полноте и бесконечном многообразии, но и с тонкой средой духовных понятий и ценностей.

— Борис, вы – человек удивительной профессии – иконописец. По роду Вашей деятельности, вам приходится соприкасаться и творить в сфере высшей духовности, обращаясь к самым истокам… Иконописец — уникальная профессия!  Как вы пришли к ней?

— Это случилось давно, четверть века назад. Молодой, подающий надежды художник по воле Судьбы и совершенно неожиданно для себя соприкоснулся с древней церковной канонической живописью. Узнал абсолютно иной способ построения пространства изображения (обратная перспектива). Но главное – мне были дарованы новые жизненные идеалы, которым хотелось служить, от которых душа приходила в восторженный трепет и ликование! Так я стал на долгие годы иконописцем.

— Ваше литературное творчество, ваши писательские труды всегда несут в себе отпечаток большой внутренней работы. В ваших произведениях герои ищут свой путь, свое предназначение. Что подвигло вас к началу литературной карьеры? И что заставляет ее продолжать?

— Бог – это Слово. Я начал своё служение Богу Слова как иконописец, но со временем пришло понимание простой вещи: писать красками божественный образ и выражать в словах правду христианских заповедей – занятия тождественные. Так постепенно наряду с работой в храме я стал заниматься литературой. Дальше – больше. И, скажу честно, именно в литературном труде я сейчас вижу главный смысл моих дальнейших движений по жизни. Это не значит, что ради литературы я оставляю иконописание. Иконописание в сердце и всегда будет при мне. Но теперь оно стало скорее моим духовным и интеллектуальным хобби, передав писчему труду главную «эстафетную палочку».

  — Ваше творчество разнообразно, вы пишете и прозу, и стихи. Как получается, что какие-то мысли или жизненные впечатления вы записываете в прозе, какие-то в стихотворной форме?

— Для меня написание прозы и сочинение стихов – два принципиально различных «делопроизводства». Приведу пример. Не так давно я собрался на отдых и взял с собой текст будущей книги стихотворений с намерением закончить его редактирование. Я даже придумал различные методы работы, в зависимости от того, иду ли к морю, валяюсь ли в песке на берегу или в уютном номере гостиницы. Просчитал всё. Но, странное дело, за месяц отдыха, руководствуясь блестящим набором собственных придумок, я не продвинулся в завершении ни одного поэтического отрывка. Зато наперекор собственной «методологии» случайно, буквально из воздуха возникали сами собой недостающие строчки, и я, выходя из моря старался скорее их записать, пока их «попутный ветер» не унёс обратно.

А вот для прозы нужна элементарная дисциплина. Движение прозаического текста начинается изнутри. И на его словесное выражение просто нужно время и нормальные условия труда. Говорят, Пастернак в период работы над «Доктором Живаго» ежедневно перед тем, как приступить к сочинительству, собственноручно мыл пол и наводил идеальный порядок вокруг письменного стола.

Выходит, для стихов нужны непредсказуемые внешние обстоятельства, а для прозы – элементарная внутренняя дисциплина. Вдохновение в обоих случаях – только следствие. Так по крайней мере у меня.

 — Если обратиться к вашим прозаическим произведениям, то можно выделить «Ильинский волнорез», «Планета – надежда», «Кожаные ризы». Эти три книги разные по жанровой направленности, но может быть есть нечто, что их объединяет?

— То, что действительно объединяет эти три книги, можно выразить словом «поиск». Я стараюсь выстаивать повествование не по законам беллетристики, где сюжетная линия сплетается из реакций героев на внешние раздражители. Наоборот, «раздражителем» является внутреннее «я» главных героев практически всех моих текстов. Это внутреннее беспокойство побуждает их к определённым действиям. Не они реагируют на выпады внешнего окружения, но само окружение вынуждено отвечать на их действия. В текстах много авторских отступлений и рассуждений о сакральных житейских понятиях: смысл жизни, смерть, любовь, свобода воли… Мне представляется, книга – прежде всего учитель и только потом приятный собеседник.

— Недавно из печати вышла книга «Ильинский волнорез». Пожалуйста, расскажите о ней подробнее. Начнем с названия – это символ?

— Это и символ, и название одной из повестей, включённых в книгу. Это, кстати, и подтверждение ранее сказанных слов: морская волна, не зная препятствий, тысячи лет набегала на берег. Однажды человек воздвиг на её пути волнорез. Волна возмутилась, вспенилась и… отпрянула, поверженная и рассеченная пополам. Значит, в среде возник источник возмущения, изменивший вокруг себя течение событий. Вот, пожалуй, формула, которая лежит в основе большинства моих сюжетов.

— Книга состоит из 14 повестей и рассказов. Это вполне самостоятельные произведения. Но, раз вы решили их поставить в один сборник, значит, есть идея их объединяющая. Какова эта идея?

— Идею, объединившую 14 самостоятельных повестей и рассказов в единую книгу, можно определить как «полифония человеческого беспокойства». Когда мы рассматриваем драгоценный камень, нам хочется полюбоваться им со всех возможных сторон. Мы медленно поворачиваем его, созерцая отражение света и сюрпризы огранки. Точно так же, под разными углами зрения мне захотелось взглянуть в одной книге на мотивацию человека ищущего. Проследить движение его беспокойной души. Ведь в сущности, мы все очень похожи друг на друга, независимо от житейских условий и наших социальных статусов. Думаю, такой композиционный ход будет интересен и для читателей.

— Как проходила работа над книгой?

Первоначально никакого замысла книги не было. В ожидании романа перо, как «серебряное копытце» (ради бога, не подумайте, что я применяю для собственных текстов рекламную краску-серебрянку!), регулярно выписывало некое количество малой и средней прозы. Потом я заметил, что, несмотря на различие тем, некоторые повести и рассказы, как овцы, «жмутся» друг к другу. Причём остальные тексты совершенно спокойно «пасутся» в стороне. Я пересчитал «овчую группу» (всего получилось 14) и стал думать: какой смысл этого собрания? А потом увидел разительное сходство «избранных овец» друг с другом! Так родилась идея книги.

— Есть ли в книге автобиографические фрагменты?

Есть. «Егорушка, Гоша, Егор…» — во многом автобиографическая повесть. Ну и конечно «1993 год, октябрь, Белый дом, кровь». Я являюсь одним из очень немногих защитников Белого дома, кто остался жив в то роковое утро 4-го октября. Такое не забывается…

— Книга «Ильинский волнорез» не первое изданное вами детище. Вы помните свое ощущение, когда держали в руках свою первую изданную книгу? Оно изменилось со временем или осталось прежним?

— Наверное, ваш вопрос можно переадресовать женщине: «Изменилось ли у вас отношение к новорождённому ребёнку, ведь он – не первый?» Отвечать за женщину не буду, но ответ, думаю, понятен.

— Планируется ли электронная версия вашей книги?

— Конечно. Надо шагать в ногу со временем (но своей дорогой!).

— Для какого читателя вы пишете?

 Я пишу прежде всего для читателя, неравнодушного к смыслу собственной жизни. С таким человеком мне хочется беседовать о самых разных сторонах жизни, мечтать о будущем и мыслью возвращаться в прошлое. Я знаю: в нашем диалоге не будет места животному довольству и интеллектуальной маниловщине. Ведь на самом деле всё просто. Есть небо, хлеб, мать, совесть. Есть десять Христовых заповедей, а всё прочее от лукавого. Есть Бог-Слово. Слушать Его и слышать – вот главная идея земной жизни. А то, что будет потом – однажды узнаем вместе!

— Вы – пример человека, круто поменявшего свою жизнь, пережившего трансформацию личности из «физика» в «лирика». Для этого нужно иметь, своего рода, большое мужество. Вы не думали написать автобиографию? Ведь ваша жизнь могла бы послужить примером для многих. Или вы делаете это через героев ваших книг?

— Вот вы сами и ответили на ваш вопрос.

— Каковы ваши творческие планы?

— Писать до тех пор, пока не напишу свою совокупную литературную автобиографию. А так как время никогда не кончается, очень трудно в уже сказанном поставить самую последнюю точку.

— Что бы вы хотели пожелать своим читателям?

— Побольше времени, свободного от крепостных обязательств. Времени, которое можно было бы употребить на чтение хорошей книги. Говорят, назначение литературы – обустройство позитивного человеческого коннектинга. Если отбросить мудрёные слова в сторону, то можно сказать проще: литература – это наилучший способ, придуманный человечеством, чтобы понять друг друга.

© Татьяна Копыленко

Специально для RF.LIFE

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан. Обязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика